ЛИБИДО: Сематический (смысловой) аспект

 

Г.С. Кочарян

 

Харьковская медицинская академия последипломного образования

 

Половое влечение представляет собой базовый компонент, инициирующий весь копулятивный цикл. Даже при отсутствии жалоб на его расстройства специалист, занимающийся лечением сексуальных расстройств, должен обращать пристальное внимание на диагностику его состояния. Необходимость этого определяется тем, что названное влечение является энергетикой секса.

В специальной литературе в качестве синонима понятия «половое влечение» часто используется термин «либидо» (ударение следует делать на втором слоге). Однако эти понятия не следует считать тождественными, так как их семантика совпадает лишь частично. Кроме того, термин «либидо» несет определенную методологическую/идеологическую нагрузку, так как прочно связан с психоаналитическим подходом к осмыслению психических процессов. Подтверждением этому может быть проведенный нами анализ понятия «либидо» с учетом его динамики.

Известно, что многие первоначальные положения 3. Фрейда с течением времени претерпевали определенные изменения. Так случилось и с понятием «либидо», которое изначально обозначало лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. В своей работе «Три очерка по теории сексуальности», увидевшей свет в 1905 г., автор, в частности, отмечал, что либидо «...следует отличать от энергии, которая вообще лежит в основе душевных процессов, так как оно имеет особое происхождение и особый качественный характер, обусловленный особым химизмом сексуальных процессов в организме» [3]. В дальнейшем в своей книге «Я и Оно», которая впервые была опубликована 1923 г., 3. Фрейд рассматривает два влечения: сексуальное или эрос (влечение к жизни) и влечение к смерти. К первому он относит теперь «... не только подлинное незадержанное половое влечение и производные от него целесообразно подавленные, сублимированные влечения, но также инстинкт самосохранения...» [5]. В «Лекциях по введению в психоанализ», написанных в начале 30-х годов, автор также называл первый род влечений сексуальными в широком смысле [4]. Если влечение к жизни стремится усложнить и сохранить ее, то задачей влечения к смерти является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние. Возвращаясь к пониманию либидо 3. Фрейдом, отметим, что за этим понятием в последующем утвердилась роль энергии, доступной влечению к жизни (инстинктам жизни), в то время как энергия влечения к смерти (инстинкта смерти, агрессивного инстинкта) не получила специального названия [2]. Во фрейдовском употреблении термина «либидо» предполагается, что эта энергия количественно измерима и характеризуется «подвижностью».

Следует отметить, что основатель психоанализа различает Я-либидо и объект-либидо. Если о последнем следует говорить в том случае, когда либидо концентрируется на определенных объектах, фиксируется на них или же оставляет эти объекты и переключается на другие, то о первом речь идет тогда, когда либидо, будучи отнятым от субъектов спустя некоторый промежуток времени, в течение которого оно находилось в свободном состоянии, возвращается к «Я». Я-либидо, в отличие от объект-либидо, получило также название нарцистического. Это последнее является большим резервуаром, из которого исходят привязанности к объектам и в который они снова возвращаются.

Весомое место в учении З.Фрейда принадлежит его представ­лениям о сексуальном развитии человека. Он выделял 5 фаз развития полового инстинкта (Д. Фейдимен, Р. Фрейгер, 1985), которые дифференцировались в зависимо­сти от локализации эрогенной зоны (главенствующего места нако­пления либидо в пределах тела) и рода предмета катексиса: дея­тельности или лиц, разряжающих избыток энергии либидо, т.е, снижающих инстинктивное напряжение                (A. Jakubik, 1982). Первая стадия – оральная. Она продолжается в течение перво­го года жизни. Основной эрогенной зоной в этот период является оральная, а основным предметом катексиса - функция сосания или кусания. После рождения ребенка большая часть доступной энергии либидо сосредоточивается в указанной зоне. Во второй стадии – анальной, которая  охватывает период со второго по третий-четвертый год жизни, эрогенными зонами являются органы выделения, а предметом катексиса – функция выделения или удержания стула и мочи. Ребенок испытывает удовлетворение при мочеиспускании и дефекации, а также удержании кала и мочи. Фаллическая стадия продолжается с 3-4-го по   6-7-й год жизни. Главенствующим местом накопления либидо в этот период являются половые органы, а предметом катексиса – мастурбация. Эту стадию называют фаллической на том основании, что в этот период ребенок либо замечает у себя пенис, либо осознает, что таковой у него отсутствует. Латентная фаза по времени охватывает период от 6-7 лет до периода полового созревания. В этот период сексуальные желания ребенка не привлекают внимания «Я» и успешно подавляются «сверх-Я». В этот период возникают стыд, отвращение и мораль, которые предназначены проти­востоять бурям пубертатного периода и направлять вновь просыпающиеся сексуальные желания. Генитальная фаза начинается с периода полового созревания. Эрогенной зоной также, как и в фаллической стадии, являются половые органы, но однако изменяется предмет катексиса. Им становится чужое тело и половой акт с лицом противоположного пола.

Важным в психоанализе является такое понятие, как вязкость либидо. Для его обозначения З. Фрейд использует ряд близких ему по смыслу слов (прилипчивость, способность к фиксации, цепкость, вязкость, инерция). Чаще всего встречается два последних термина. Данное понятие было введено З. Фрейдом в работе «Три очерка по теории сексуальности», где он, в частности, определяет вязкость либидо как повышенную стойкость впечатлений сексуальной жизни, способность к их фиксации. Последняя обусловливается чрезмерным поощрением или сильной фрустрацией при наличии препятствий к более зрелому удовлетворению инстинкта. Фиксация не остается без последствий. Помимо так называемого анального характера, развивающегося связи с фиксацией на анальной стадии развития, выделяют также оральный, фаллический и генитальный характер (W. Reich, 1933). Формирование названных типов характера связано с фиксацией либидо, возникающей на одноименных фазах сексуального развития. Фиксация на какой-либо из стадий развития обусловливает тенденцию к регрессии либидо именно к этой стадии с типичными для нее формами поведения. Регрессия либидо к более ранним формам сексуальных про­явлений отмечается в тех случаях, когда возникают какие-либо трудности в плане его реализации, соответствующей более зрелым степеням психосексуального развития.

Вязкость либидо отражается на лечебном процессе. Это происходит вследствие того, что люди, для которых она характерна, никак не могут решиться переместить «либидинальные нагрузки» с одного объекта на другой. Это свойство, по мнению З. Фрейда, может стать помехой в лечении, значительно замедляя его. Оно является конституциональным фактором, воздействие которого усиливается с возрастом [по 1]. Вязкость либидо, по-видимому, обусловлена психической инерцией.

В ряде случаев прочная фиксация условнорефлекторно обусловленных парафилий и гомосексуализма, который, по нашему мнению, совершенно необоснованно был выведен из названной категории сексуальных расстройств, с позиций психоанализа может расцениваться как следствие вязкости либидо с трудностью его переключения на нормальные объекты влечения. Вязкость, обусловливающая задержку сексуального развития, связанную с фиксацией либидо на более ранней стадии, лежит в основе устойчивых патологических сексуальных стереотипов, которые могут быть следствием многолетней мастурбации. В этих случаях проведение полового акта невозможно или же он осуществляется при нарушенных характеристиках, в то время как мастурбация может доставлять большое наслаждение, а ее осуществление не сопровождается нарушением функциональных показателей (полового влечения, эрекции и др.).

 В «Лекциях по введению в психоанализ» З. Фрейд пишет, что упорство, с которым либидо держится за определенные направления и объекты (его прилипчивость) представляется самостоятельным, индивидуально изменчивым, совершенно неизвестно от чего зависящим фактором. Он отмечает, что еще до психоанализа было известно, что в анамнезе лиц с сексуальными извращениями весьма часто встречается очень раннее впечатление ненормальной направленности влечения или выбора объекта, на котором либидо этого лица застряло на всю жизнь [4].

Итак, вязкость либидо играет роль и в механизмах задержки и регрессии – одного из психологических механизмов, целью которого, как и всех других, является снижение эмоционального напряжения. В первом случае какие-то компоненты функции либидо могут надолго задержаться на ранних ступенях. Опасность этого состоит в том, что более развитые компоненты, которые в своем развитии пошли дальше других, легко могут вернуться на одну из более ранних ступеней, что и носит название регрессии. Она случается тогда, когда достижение цели удовлетворения стремления, проявляющегося в более высокоразвитой форме, наталкивается на серьезные внешние препятствия.         З. Фрейд отмечает, что в связи с этим напрашивается предположение, что фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. «Чем прочнее фиксация на пути развития, тем скорее функция отступит перед внешними трудностями, регрессируя до этих фиксаций, т.е. тем неспособнее к сопротивлению внешним препятствиям для ее выполнения окажется сформированная функция». Прибегая для наглядности к метафоре, он пишет, что если кочевой народ оставил на стоянках на своем пути сильные отряды, то ушедшим вперед естественно вернуться к этим стоянкам, если они будут разбиты или встретятся с превосходящим их по силе противником. Однако, чем больше людей из своего числа этот народ оставил на своем пути, тем скорее он окажется в опасности потерпеть поражение [4].

Слово «либидо» (лат. libido – сильное желание, страстное влечение, обыкновенно в смысле полового влечения) было заимствовано 3. Фрейдом у     А. Молля (Untersuchungen Über die Libido sexualis, vol.1, 1898). Оно многократно встречается в письмах и рукописях, посланных Флиссу, – впервые в Рукописи Е, написанной, по-видимому, в июне 1894 г. [1]. В «либидо» Молль выделил два компонента: стремление к прикосновению, побуждающее к физическому (объятия, поцелуи) и духовному общению с другой особой (в нормальных условиях – с особой противоположного пола), и стремление к расслаблению, побуждающее к достижению изменений в половых органах, связанных с вазомоторными и мышечными процессами, следующими за эякуляцией у мужчин и оргазмом у обоих полов.

Понятие «либидо» разрабатывалось не только 3. Фрейдом, но также другими психоаналитиками и не только ними. В книге Карла Юнга «ЛИБИДО, его метаморфозы и символы» отмечается, что главным источником для истории понятия libido являются «Три очерка по теории сексуальности» З. Фрейда, где термин libido использован в первоначальном медицинском смысле, означая половое влечение. Позднее, сообщает автор, употребление понятия libido видоизменилось: область его применения расширилась. К. Юнг утверждает, что З. Фрейд одновременно с ним был вынужден расширить объем данного понятия. Этот процесс происходил осторожно и неторопливо, что вполне уместно в отношении столь трудной проблемы [6].

Таким образом, хотя А. Молль, предложивший термин «либидо», а затем первоначально З. Фрейд, позаимствовавший его у Молля, отождествляли либидо с половым влечением, в дальнейшем это понятие, как следует из приведенных данных, приобрело более сложную и многомерную трактовку.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лапланш. Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу: Пер. с франц. –     М.: Высш. шк., 1996. – 623с.
  2. Фейдимен Д. Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Т.I. – М.: ВЦМ, 1985. – 388с.
  3. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448с.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989. – 456с.
  5. Фрейд З. Я и Оно. – М.: МЕТТЭМ, 1990. – 56с.
  6. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. – 416с.

 

Библиографическая справка о статье: Кочарян Г. С. Либидо: семантический (смысловой) аспект // Здоровье мужчины. – 2004. – 3 (10). – С. 164–165.